Актуальны ли понятия «должная осмотрительность» и «бизнес в день»? Может ли контроль контрагентов снизить риск претензий со стороны налоговых органов? Мы ответим на эти вопросы и рассмотрим новое письмо Федеральной налоговой службы, посвященное применению статьи 54.1 Налогового кодекса РФ.
Контрагенты и управление налоговыми рисками
Если подозрительная сделка с контрагентом сопровождается формальным документооборотом и выясняется, что контрагент не ведет реальной хозяйственной деятельности («техническая» компания) и не исполняет налоговое обязательство в связи со сделкой (при этом не исполняет налоговое обязательство, см. статью 54.1), контрагент не несет налоговой ответственности. обязательства, вытекающие из договора, могут быть исполнены другими лицами), налогоплательщик не может учесть данные операции при уменьшении налоговой базы.
Для того чтобы исключить практику предъявления налогоплательщику официальных претензий, налоговые органы должны оценить поведение самого налогоплательщика по различным причинам. Помимо документального подтверждения факта неисполнения налогоплательщиком своих обязательств компетентным лицом, необходимо доказать, что налогоплательщик преследовал цель незаконного уменьшения своих налоговых обязательств или что ему известно или должно быть известно о том, что контрагент «является или был осведомлен о технической « компании.
Если налоговые органы докажут, что обязанное лицо не исполнило договор с налогоплательщиком, то будут выявлены условия, необходимые для исполнения обязательства, а также для управления факультативной площадкой на момент совершения сделки: компетентность и квалификация персонала, наличие носителей основных средств, хранилищ, транспортных средств, обязательных лицензий и разрешений. К негативным признакам относятся замечания о недостоверности сведений о руководителях или участниках контрагентов, указанных в ЕГРЮЛ, отсутствие сайтов или иных каналов информирования о деятельности компании (реклама в СМИ, аффилированные лица).
В письме подчеркивается, что стандарт разумного выбора контрагента (коммерческой осмотрительности) при обычном разделении бизнеса применяется и к налоговым отношениям. По общему правилу, компании, которые встраиваются в цепочку между организациями и используются в незаконных целях, не могут подтвердить свою бизнес-историю, опыт учредителей Контекст нормального разумного разделения бизнеса.
Субъекты предпринимательской деятельности должны оценивать не только коммерческую привлекательность сделки, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, ресурсы и опыт, а в случае значительных сделок, связанных с дорогостоящей недвижимостью. Аналогичные меры принимаются и при изучении истории предыдущих владельцев недвижимости.
Это означает, что перед заключением сделки предпринимателям необходимо оценить не только коммерческую привлекательность сделки, но и события деятельности контрагентов. К ним относятся:
Как работать в новых условиях
Рассматривая письмо Федеральной налоговой службы, можно сделать разные выводы.
Во-первых, использование систем проверки контрагентов способствует снижению не только коммерческого риска для компании, но и риска претензий со стороны налоговых органов, так как коммерчески надежные контрагенты с большей вероятностью выполнят свои обязательства перед бюджетом.
Во-вторых, чем важнее сделка и чем значительнее отклонение цены от рыночной, тем тщательнее должен быть контроль контрагентов.
Из писем следует, что требование о выборе контрагентов может быть не одинаковым при единичной внебиржевой сделке на незначительную сумму и что если налогоплательщик приобретает дорогостоящий актив, имеет дело с существенной суммой, выделяет существенную сумму контрагенту, приобретает существенную сумму, то задача или сделка является непривлекательной, если несоразмерный риск в случае непривлекательного исполнения. Если установлено, что налогоплательщик знал о «техническом» характере контрагента, существенное отличие цены сделки от рыночного уровня рассматривается как возможная форма неисполнения его налоговых обязательств.
Лицо, если из материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений и оценки доказательств следует, что оно проявило коммерческую осмотрительность и что ему не были известны и не были известны обстоятельства, характеризующие контрагента как «техническую» компанию и исполнение иного обязательства, то поведение налогоплательщика поведение налогоплательщика не образует состава правонарушения. В этом случае налогоплательщик вправе учесть расходы и применить скидку на добавленную стоимость на основании информации, отраженной в рассматриваемом договоре и документации, связанной с его исполнением.
Путем заключения отношений с хозяйствующим субъектом, обладающим достаточными финансовыми ресурсами для самостоятельного совершения сделки, либо путем привлечения третьего лица, обладающего такими ресурсами, совершается сделка с разумно активным налогоплательщиком, покупателем и этим контрагентом и уплачивается налог в бюджет. В таких случаях выбор контрагента считается соответствующим требованиям оборота бизнеса до тех пор, пока не будут доказаны возражения налогового органа.
Само письмо, рассмотренное налогоплательщиком и налоговым органом в марте этого года [практика применения ст. 54.1], является не новым документом, а лишь структурой всей существующей информации, не просто судебная практика, а исторически сложившийся момент, продолжение подхода, существовавшего в прошлом», — утверждает Ирина Одарич, ведущий эксперт по НДС в области контуров.
‘Это письмо направлено в первую очередь на борьбу с «техническими» компаниями, чтобы они не встраивались в документооборот’. На самом деле речь идет не только о случаях умысла, когда целью является получение необоснованной налоговой выгоды, но и об отсутствии коммерческой осмотрительности (если она выражена в новых терминах) при выборе контрагента. Таким образом, посыл ФНС к бизнес-сообществу заключается в том, что проверка контрагентов является непосредственной обязанностью налогоплательщика», — поясняет налоговый юрист, управляющий директор юридической фирмы „Гин и партнеры“ Кира Гин.
Письмо Федеральной налоговой службы, написанное на основе анализа практического применения законодательства, подчеркивает и разъясняет важность контроля за контрагентами и необходимость проявлять «коммерческую осмотрительность» при выборе торговых партнеров». Налоговые последствия сделок, в которых в цепочку поставщиков включена «техническая» компания. Приведенные в письме рекомендации позволяют оценить риски налогового режима и могут быть использованы реальными участниками рынка для избежания или существенного снижения дополнительного налогового бремени», — резюмирует Мария Юсупова, главный юрисконсульт.