Каждый родитель рано или поздно оказывается в сложной ситуации. Ребенок поступает по-своему, вопреки запретам. Как наказать непослушание и обидчика? Часто родители повторяют методы наказания, применяемые в детстве, в том числе и физическое насилие. Можно ли нарушить эту «традицию»?
Чему учит нас насилие?
Откуда у родителей берется желание применять насилие к детям? Какую цель преследует мать или отец, когда бросается на ребенка, шлепает по рукам, ловит за ремень? Психолог Людмила Петрановская различает разные виды родительского насилия
1. спонтанные реакции на риск. Это происходит, когда мы действительно ведем себя на уровне инстинктов, как животные, в состоянии непосредственной угрозы жизни наших детей.
2. попытки ускорить разрядку. Это один удар или несколько ударов. Обычно он совершается в моменты раздражения, спешки или усталости. Родители обычно воспринимают это как слабость, хотя это вполне объяснимо. Пока ребенок может успокоиться и впоследствии восстановить контакт, никаких особых последствий для него нет.
3. стереотипное поведение «потому что это правильно», «потому что так сделал родитель», культурно приемлемое, распространенное. Такое наказание имеет разную степень тяжести. Обычно родитель подробно описывает проступок, мотив поведения ребенка и причины — типичные факты: дважды испорченная одежда, невыполнение задания. Чаще встречается у людей, лишенных эмпатии (в том числе из-за сходного воспитания в детстве). Менее чувствительные дети не воспринимают наказание как унижение. Чувствительные дети могут быть очень обижены. Такие родители не обращаются к психологу, не видят проблемы, не задумываются о ней и поэтому не участвуют в обсуждениях на эту тему. Часто ребенок не видит проблемы и поэтому воспринимает дерево как должное.
4. они пытаются донести свои чувства. Насилие как заявление, как акт коммуникации, как последний аргумент («наконец-то понимание»), вызывает очень сильные родительские эмоции. Часто родители испытывают угрызения совести, вину и просят прощения. Часто это происходит на фоне чрезмерного, безумного, нервного истощения, сильной тревоги и стресса.
В результате родитель либо готов признать произошедшее как распад, либо, чтобы защитить свое чувство вины, начинает оправдывать насилие и прощать его, «потому что он не понимает слов». Ребенок становится постоянным громоотводом для негативных эмоций родителей.
5. неспособность взрослого мириться с нарушением ожиданий ребенка. Это часто случается с людьми, у которых в детстве не было опыта безопасности. Они становятся «идеальными детьми», особенно если ожидают, что ребенок удовлетворит их эмоциональный голод. Столкнувшись с тем, что ребенок этого не хочет и/или не желает, они приходят в ярость и чувствуют себя неуправляемыми. На самом деле ребенок страстно любим, но в момент нападения они его ненавидят. Другими словами, им не дано испытывать смешанные чувства, как маленьким детям. Так часто ведут себя осиротевшие воспитанники и отвергающие их родители. Такой тип насилия очень опасен. Потому что он может привести к кризису гнева и потенциальному убийству. Ведь таким образом их обычно калечат и убивают.
6. воскресение ven. Не так часто, но случается. Последствия такого поведения печальны. Самоагрессия и суицидальное поведение ребенка. Если родитель не хочет, чтобы ребенок жил, он часто подчиняется и находит выход.
7. садизм. Нападение преподносится не как акт насилия, а как некая форма сотрудничества. Родители требуют, чтобы ребенок держал ремень, а затем говорил «спасибо». Они говорят: «Ты понимаешь, это для твоего блага, я люблю тебя и не хочу этого, мне тебя жалко, но это необходимо».
Если ребенок верит в это, его система ориентации в мире искажается. Он начинает не признавать правильность происходящего и теряет способность к физиологическим отношениям, основанным на безопасности и доверии. Иногда взрослый ребенок мучает, убивает или калечит. Иногда он просто ненавидит родителя. Последнее — самый здоровый вариант в таких условиях.
8. разрушение субъективности. Субъектность — это способность человека осознавать себя, делать сознательный выбор, объяснять себя, свои поступки и становиться субъектом (генералом) своей жизни. Субъектность проявляется в активности, творчестве и независимости. Когда субъектность разрушена, цель родителя — сломить волю и получить полный контроль над ребенком. Признаком такого насилия является отсутствие стратегии и непредсказуемые наказания.
По мнению Людмилы Петрановской, наиболее распространены пункты 3 и 4: насилие как привычка, как энергия стереотипа, принятого в определенной культуре, и насилие как коммуникация, как способ передать свои сильные эмоции.
Два плохих сценария
Домашнее насилие наблюдается примерно в каждой четвертой российской семье. Ежегодно более 50 000 детей уходят из дома, спасаясь от насилия. Основными причинами конфликтов между родителями и детьми являются школьная успеваемость — 32,7 %, нарушение правил поведения, установленных родителями, — 23 %, непонимание — 17 %. О том, что в их семье применялись физические наказания, заявили 41,5 % респондентов. Таковы результаты исследования, проведенного в 2015 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Насилие над детьми — это мясо и кости домашнего насилия. Жены нападают друг на друга и, конечно, на детей. Многие ячейки общества динамично живут по принуждению и утверждаются через него. Проблема в том, что эти родители не научились общаться с другими без крика — они не научились общаться со своими детьми». Сергей Эдиколопов, руководитель отдела медицинской психологии Российского центра медицинской науки и научного здоровья, один из ведущих специалистов в области психологии, утверждает, что
Это замкнутый круг: родители нападают на своих детей, дети вырастают и нападают на своих детей. У ребенка, подвергшегося насилию, есть два основных жизненных сценария. Вырастая, он становится либо агрессором, либо жертвой. Дети усваивают тот факт, что насилие со стороны близких им людей — это норма, — объясняет Оксана Иванникова, психолог и руководитель отдела коммуникаций Фонда поддержки детей. — Оттуда приходят женщины, которых избивают мужья. Оттуда приходят дети, которые бьют своих одноклассников и публикуют в Интернете». Капсула — это еще и результат интернализации правила «сильный может бить слабого». Некоторые жертвы насилия, помнящие свой собственный печальный опыт в детстве, решают не иметь семьи или детей вообще.
Научить родителей вести себя по-другому
Фонд поддержки детей считает, что ужесточение законодательства вряд ли исправит ситуацию. ‘Ответственность за происходящее лежит в первую очередь на родителях, и они должны подходить к проблеме осознанно. Они должны помочь родителям и объяснить, что чувствует ребенок, когда на него нападают, каковы последствия для его психики и как пострадают их отношения в будущем. Ведь родители и дети — самые близкие друг другу люди, поэтому они должны сохраниться». Насилием и жестокостью родители лишают своих детей успешного будущего, любви, доверия и помощи себе, — говорит Оксана Иванникова.
Какие виды насилия бывают?
Физическое насилие. Это осознанная проблема травмирования детей. Как отмечает Александра, люди часто думают, что только сильные удары являются физическим насилием — например, битье по ягодицам таковым не является. Однако это не так. Любой удар — удар в сердце, рывок, шлепок по спине, «не слишком громкий», «легкий», «маленький» — считается физическим насилием и может повлиять на развитие ребенка.
Эмоциональное насилие. Здесь возможны две разновидности. Первая — это оскорбительные и грубые высказывания, такие как «тупой», «отсталый», «папаша» или «ты ничего не умеешь». Вторая — игнорирование. Например, когда взрослый перестает разговаривать с ребенком за плохое поведение или отказывается общаться с ним, пока тот не извинится.
Этот вид насилия менее очевиден. Он кажется менее вредным, чем другие. На самом деле игнорирование сложнее всего переносить ребенку, потому что он находится в разрыве с родителем. Даже если взрослый столкнется с ним или обидит его, он все равно остается в контакте. А если родитель молчит, это эквивалентно смерти, которая пугает и может ранить сильнее, чем физическое насилие.
Это игнорирует потребности ребенка в еде, уходе, защите и медицинской помощи. Это все то, с чем ребенок не может справиться самостоятельно в силу своего возраста. Поэтому родители проявляют насилие, когда игнорируют базовые потребности ребенка и особенности его здоровья, требующие особого внимания. Самая крайняя форма — ВИЧ-инфекция.
Сексуальное насилие. Это определение включает в себя не только сексуальный контакт с проникновением, но и другие виды воздействия на ребенка, например, требования прикоснуться к взрослым, в том числе в знакомых местах.
Как дети влияют на домашнее насилие?
По мнению Александры, то, как именно и в какой степени на ребенка влияет опыт насилия, зависит от особенностей его психики. На одних людей насилие оказывает разрушительное и катастрофическое воздействие, а другие способны адаптироваться и «переварить» даже серьезные виды насилия без серьезных последствий.
Живой пример — история Маняка Скопинского. Конечно, мы можем только предполагать о психическом состоянии девочки, от которой они пострадали. Тем не менее, после случившегося девушка смогла выйти замуж, родить детей, писать книги и давать интервью. По косвенным признакам можно сказать, что она смирилась с пережитым. А другая девушка настолько замкнута в себе, что о ее удаче практически ничего не известно.
Она очень сильно зависит от социального окружения. Например, если на ребенка нападает мать, но у него есть теплый отец, любящая бабушка, то ему легче перенести опыт насилия. Однако если ребенок живет в семье, где нет безопасных номеров и все унижают и пренебрегают им, это «может причинить сильную боль, даже если он не подвергается физическому насилию», — говорит Александра. Александра говорит.
Нормальное психическое и эмоциональное развитие ребенка основано на безусловном доверии к взрослым. Поэтому главным последствием домашнего насилия для детей является потеря базовой безопасности, продолжает эксперт.
Утки учатся делать то же самое, наблюдая за мамой-уткой. И на каком-то уровне, если есть недоверие к тому, что делает мама-папа, нормальное развитие ребенка затруднено. Строить отношения с учителями, тренерами и другими взрослыми становится сложно. Кажется, что взрослые всегда могут его обмануть, обхитрить.
Это недоверие может проявляться, например, в трудном поведении, лжи, отрицании авторитетов, напускной грубости, пренебрежении, то есть лени. Если ребенок чувствует слабость взрослого, он может очень громко об этом заявить. В нем не всегда осознанно формируется логика, поэтому [сильный, правильный человек]. Если не я, то я», — объясняет психолог. Противоположные стратегии поведения ребенка — это неуверенность в себе, закрытость, философия и опора на мнение взрослых.
Второе последствие пережитого ребенком домашнего насилия — постоянный страх. Этот опыт требует большого напряжения. Ребенок постоянно находится в состоянии «боевой готовности» и не может расслабиться. Вся его энергия уходит на обслуживание этого страха. Поэтому у него остается мало ресурсов для развития в других областях. Поэтому дети, пережившие домашнее насилие, склонны к ухудшению состояния, им труднее осваивать новые виды деятельности и они медленнее взрослеют. Когда мы боимся, кортизол вырабатывается на гормональном уровне и в целом тормозит рост мозга», — объясняет Александра. Александра объясняет взаимосвязь.
Еще одно последствие — тревога, стыд и чувство вины».
Дети не знают, что со взрослыми что-то не так. В силу возраста эта мысль им недоступна. А если все как у взрослых, значит, и со мной что-то не так. Это тоже очень вредная идея, что я плохой, потому что вообще родился, если она вызвала такую реакцию у моих родителей. Это переживание может выражаться в тревоге, нежелании пробовать что-то новое. Ребенку, а потом и взрослому, трудно раскрыть крылья.
Что делать, если ребенок стал свидетелем насилия?
Поскольку дети идентифицируют себя со значимыми взрослыми, свидетели насилия имеют те же последствия, что и дети, подвергшиеся насилию. В основном это потеря безопасности. Однако ситуация может усугубляться чувством бесполезности.
Когда ты сам являешься объектом насилия, это как будто что-то, что может на тебя повлиять. И когда вы становитесь свидетелем, например, того, как папа бьет маму, вы не просто стоите и смотрите.
Как я могу помочь своему ребенку справиться с этим опытом?
Первое, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку справиться с травматическим опытом, — это обеспечить безопасную среду, говорят эксперты. Опыт насилия дублируется опытом безопасности. Ключевыми фигурами в этом контексте являются безопасные и значимые взрослые, которые защищают ребенка и дают понять, что они могут и чего не могут сделать, чтобы «помочь ребенку исцелиться». Психологи могут сопровождать семьи в этом процессе.
Александра вновь задается вопросом, все ли последствия пережитого насилия могут быть сбалансированы или какие-то стимулы остаются, в зависимости от особенностей личности и психики. «Одно остается с одним, другое — нет. Кто-то что-то переваривает, а для кого-то это пожизненная рана», — заключает эксперт. — Эксперт закончил.
Спасибо, что дочитали до конца! Извините, если многое из этого текста вам знакомо.
detector