Всегда ли предложения могут быть образованы одним способом? Почему так трудно выбрать между тире, верхней и нижней точками? Как ударения влияют на расстановку знаков препинания? С помощью кандидата литературных наук Натальи Кузнецовой, доцента Института социально-гуманитарных исследований ТомГУ и члена Генерального совета Total, разберите сложные случаи в материале Total Case File.
Шаг вправо, шаг влево — ошибки?
Пунктуация — самый сложный аспект русского письма. Подавляющее большинство вопросов, с которыми пользователи обращаются в справочную службу «Грамота», связано с пунктуацией. Если проверить написание слова по словарю или в интернете не так сложно, то для того, чтобы понять, какие знаки препинания нужны в том или ином предложении, часто приходится изучать подробный справочник. Какие правила мне нужно искать? Верен ли он в моем случае?
Один из распространенных мифов заключается в том, что русская пунктуация всегда предполагает единственно правильный способ формирования предложения. Кому-то это кажется полезным, и достаточно внимательно прочитать Дитмара Эльяшевича Розенталя. Другие сетуют на то, что автор связан узкими рамками и не имеет достаточной свободы самовыражения.
На самом деле правила русской пунктуации более гибкие, чем кажется. Руководство самого Розенталя и полное академическое пособие, подготовленное Владимиром Владимировичем Лопатиным, изобилуют такими процедурами, как «обычно обособляется» и «может быть отделено сторонами». Поэтому специалистам бывает трудно оправдать неправильное расположение партитуры, заглянув в справочник, даже если ошибка не вызывает сомнений.
Помимо свободы выбора пунктуации, о которой не все знают, авторы сталкиваются с другой проблемой. Правила часто формулируются без учета реальных привычек.
Как пишет Наталья Кошкарёва, «… Логика формулирования правил должна учитывать тот факт, что существует точка, в которой происходит отклонение от стандарта… Это своего рода правило».1 Иными словами, для партии должна быть веская причина, а ее, по определению, быть не должно. До этого момента справочники занимаются тем, когда пункт необходим или необязателен, но не обсуждают, когда он должен быть. В результате пишущие, особенно участники Тотального диктанта, обнаруживают, что склонны ставить лишние знаки препинания, а не пропускать их. Например, при наличии двух компонентов в зависимой части в сложных предложениях часто ставятся лишние стороны.
Паузы не всегда требуют запятой
Иногда писателю нужно поставить лишнюю партитуру там, где он делает паузу. Однако знаки препинания не всегда связаны с паузами.
Копание в алфавите и каллиграфии не понравилось Якубу Ивановичу, который, закончив дискуссию, торопливо пробежался по уроку поэтических разделов.
Перед этим есть связь и пауза, но связь соединяет два обвинения в одну тему, затем паузы нет, но стороны расставлены так, что начинается второстепенное, поэтому стороны не нужны. ‘На практике основной принцип русской пунктуации — правка (формальная графика): пунктуация в основном отражает структуру предложения, а структура ударения — не всегда’.
Влияние ударения на выбор точки может также объяснять излишнее обособление ситуаций. Это пример ненужной вечеринки после праздника.
Достаточно было почувствовать дыхание истории на моей деревянной столешнице, нагруженной заводскими трубами.
Здесь нет недавних событий или других ситуаций, связанных с недавними событиями. Они требуют вечеринки после них.
Важные правила, а также смысл предложений.
Одна из проблем, с которой регулярно сталкиваются участники тотального диктанта, — выбор знаков препинания в перечислениях. Однородный ряд членов после обобщающего слова требует постановки знаков «вверх» или «вниз». Однако если перечисляются признаки одного и того же объекта, ставится тире или партитура.
Группы одинаковых членов также могут быть разделены двойным тире.
Идея полета увлекала Циолковского очень стабильно и постоянно, и даже самые большие потрясения — Первая мировая война, две революции, крушение империй, гражданские войны, семейные и всеобщие катастрофы — не позволяли ему обращать на нее пристальное внимание. Задание.
Если мы заменим тире на партию, то обнаружим, что концепция великой реорганизации стоит с ними в одном ряду, а не раскрывается через следующие явления.
Как объясняет Наталья Кузнецова, «ошибка, по-видимому, объясняется тем, что участники диктанта усвоили школьные правила постановки точек вверх и вниз задолго до списка и знакомы с работой точек вверх и вниз как предупреждающего сигнала». . — Однако они не обратили внимания на то, что правила, которые они применяли, не были упомянуты ни в одном списке.
Участники Тотального диктанта должны не угадывать знаки препинания, поставленные автором, а самостоятельно расставлять их в соответствии со смыслом.
Таким образом, возможны разные баллы в зависимости от понимания предложения. В отличие от рая, вода здесь не свободна [точки и тире вверху] говорит об императорской власти.
Другие обычные трудности.
Писатели часто не знают, как отличить вводные слова и фразы от других выражений, которые (в конечном итоге) «подражают» им. Кроме того, некоторые слова могут вводиться в контексте, а могут и не вводиться. Часто, когда пользователь вводит такой вопрос, поисковая система выдает продолжение «направлять или нет». Еще один возможный момент — использование AS-ссылок. Сюда можно отнести изготовление (например, шекспировских мегаполисов типа Ману, таких как Екатеринбург). Большинство авторов затрудняются сочетать такие точки, как партитура или тире (кто сказал, что это бастард) или партитура, обращенная в сочетании с партитурой или точкой.
Среди активных процессов, происходящих в современной русской пунктуации, лингвисты часто называют расширение тире, которое предполагает использование дефисов вместо точек сверху и снизу.
Этот процесс начался во второй половине XX века и, как отмечает Наталья Кузнецова, характерен для некоторых сложных неинтегративных предложений, но в других местах верхняя точка и столбик продолжают конкурировать — особенно в разъяснении одного простого предложения.
Если по данным РГГУ определены три слова, то верхняя и нижняя точки используются в двух случаях из трех. Если определено слово 2, верхняя и нижняя точки используются 50/50. Если же слово одно, то верхняя и нижняя точки будут использоваться только в одном из трех случаев. Очевидно, что третий явно ассоциируется с обобщенным словом, а также присутствует второе слово, но в меньшей степени, очень редко в первом.
Русская пунктуация сложна, но в то же время она обладает красотой и богатым потенциалом смысловых связей. При этом «творческие» варианты пунктуации не должны противоречить действующим правилам. Справочники, формулирующие эти правила, должны лучше учитывать реальную практику автора.