Каждое структурное подразделение, осуществляющее обработку информации в централизованных или распределенных системах, обязано провести оценку защищенности в соответствии с новыми положениями директивы. Данная процедура является обязательной для каждого подразделения, работающего с информацией, относящейся к категории конфиденциальной или чувствительной, в том числе связанной с личными делами или идентификаторами конкретных дел.
Действующая версия инструкции, дополненная последующими правовыми документами, вводит уточненные критерии для архитектуры информационных систем, содержащих секретные данные. Согласно инструкции, защита данных в институциональных структурах обеспечивается с помощью многоуровневых прав доступа и технических средств. В инструкции четко указано, что меры технического контроля должны быть задокументированы в приложении к основной процедурной базе.
С даты вступления в силу, указанной в протоколе изменений, каждая аффилированная организация должна обеспечить синхронизацию всех внутренних контуров данных. Обновления, внесенные последними изменениями, затрагивают конфигурации потоков данных, особенно в контексте межструктурных переходов внутри подчиненных подразделений. Мониторинг и корректировка системных реестров должны проводиться регулярно в рамках механизмов внутреннего аудита.
Директива регулирует обработку записей, содержащих идентификаторы, в ведомственных системах. Субъекты федеральной юрисдикции должны инициировать или обновить свои локальные стратегии контроля данных сразу после вступления в силу пересмотренных положений. Эти действия выполняются специализированными подразделениями под руководством надзорных органов в соответствии с правовыми обязательствами, изложенными в тексте инструкции.
Критерии классификации персональных данных и типов информационных систем
Классификация проводится исходя из состава и объема информации, содержащейся в каждой системе, как указано в инструкции, утвержденной постановлением. При оценке учитывается характер данных, их критичность для функционирования организаций, а также объем обработки в структурных подразделениях государственных органов.
Информационные системы делятся на три категории в зависимости от уровня угроз целостности, конфиденциальности и доступности обрабатываемых в них данных. Системы первой категории содержат конфиденциальные сведения, связанные с государственной безопасностью или оперативной деятельностью внутренних органов. Ко второй категории относятся системы, обрабатывающие данные, связанные с профессиональными обязанностями, в том числе идентификаторы сотрудников структурных подразделений. К третьей категории относятся системы, в которых хранится информация ограниченного публичного доступа или некритичные сведения, не влияющие на основные задачи органов власти.
В каждой организации создается специальный отчет о классификации систем. Этим занимаются уполномоченные отделы внутренних подразделений, ответственные за управление такими информационными системами. Классификация должна отражать обновления, соответствующие поправкам к указу, включая изменения, которые влияют на объем или характер данных, хранящихся в системах.
В процессе принятия решений (дитсизи) по классификации используются формы заявок, перечисленные в приложении. Применяемые критерии должны учитывать значимость информации для деятельности руководящих органов и правовой базы федерации.
Изменения в классификационных статусах применяются с момента их вступления в силу и документируются отдельно, со ссылками на конкретные части постановления и последующие изменения. Этот процесс обеспечивает согласование с требованиями по защите данных в системах, эксплуатируемых организациями, находящимися под юрисдикцией правоохранительных и смежных органов.
Основная процедура назначения
Процесс назначения начинается с издания официального акта в каждом региональном или структурном подразделении. Этот акт должен отражать последние изменения и содержать ссылку на приложение, содержащее обновленные рекомендации по организации защиты данных в автоматизированных информационных системах. На эту должность могут претендовать только сотрудники, имеющие подтвержденную квалификацию в области управления системами, содержащими конфиденциальные записи.
Внедрение в информационные структуры
После назначения сотрудника на эту должность настраивается защищенный канал передачи секретного контента в информационной среде организации. Коррективы в протоколах, вытекающие из поправок к основной директиве, должны быть включены в оперативную структуру каждого отдела. Согласование с подразделениями, ответственными за ведение записей, содержащих идентификаторы, является обязательным, особенно при внесении изменений в процедуру или структуру.
Периодические проверки проводятся в соответствии с графиком, установленным надзорным органом. Каждое подразделение обязано сообщать о структурных изменениях, включая назначения новых сотрудников, к дате, указанной в директиве. Все изменения документируются и хранятся в соответствии с требованиями федерального уровня по работе с документами ограниченного доступа в официальных системах.
Требования к механизмам контроля доступа и аутентификации пользователей
Каждая организация, обрабатывающая информацию, засекреченную в соответствии с действующим законодательством, должна внедрить централизованные механизмы аутентификации пользователей и контроля доступа в информационных системах, работающих с защищенным контентом.
- Системы аутентификации должны обеспечивать обязательную идентификацию пользователей с помощью уникальных учетных данных, связанных с личными делами, которые ведутся уполномоченными подразделениями подразделений безопасности.
- Права доступа должны назначаться индивидуально и утверждаться уполномоченными должностными лицами в организационных структурах компетентных органов.
- В информационных системах, содержащих данные, относящиеся к внутренней деятельности федеральных органов или подразделений государственных ведомств, рекомендуется использовать многофакторную аутентификацию.
- Записи всех попыток аутентификации и событий доступа должны надежно храниться и подвергаться регулярному аудиту в соответствии с инструкцией, прилагаемой к нормативному правовому акту и изменениям к нему.
- Автоматизированный контроль должен ограничивать доступ по дате, роли и статусу занятости, обеспечивая соблюдение инструкций, действующих с момента вступления в силу и всех последующих изменений.
В системах, созданных для обработки данных, содержащих информацию ограниченного доступа, организации должны предусматривать механизмы, обеспечивающие разграничение по ролям пользователей и автоматизированное исполнение ограничений, определенных структурной документацией. Применение политик доступа должно осуществляться в соответствии с положениями, включенными в руководящий документ, утвержденный соответствующими органами государственной безопасности и административного регулирования.
Процедуры моделирования угроз и оценки рисков
Проведение структурированной идентификации уязвимостей внутренних систем организаций, обрабатывающих персональные данные, в соответствии с требованиями федеральной инструкции, утвержденной уполномоченным органом. Каждое подразделение организации должно внедрить методологию, ориентированную на оценку рисков, в соответствии с изменениями, внесенными в инструкцию и последующие поправки.
Систематический анализ и категоризация угроз
Процедуры оценки рисков проводятся уполномоченными подразделениями организаций и федеральных подразделений, ответственными за защиту информации. Классификация угроз основывается на характере информации, содержащейся во внутренних информационных системах, и на функциях, выполняемых этими системами. Модели создаются с учетом операционных характеристик, типов обрабатываемых данных и взаимосвязей с внешними и внутренними инфраструктурами.
Интеграция обновленных требований
В соответствии с пересмотренными положениями инструкции, организации должны интегрировать динамические профили угроз и постоянно пересматривать свои модели в ответ на системные изменения. Особое внимание уделяется защите записей, содержащих чувствительные идентификаторы, с учетом последних изменений в процедурной документации и федеральных директивах. Департаменты должны применять обновленные карты рисков и регулярно проверять предположения с использованием практических сценариев тестирования и реальных конфигураций систем.
Данные о событиях безопасности, выявленных угрозах и инцидентах должны регистрироваться, оцениваться и храниться во внутреннем реестре организации. Результаты анализа направляются в надзорные органы для проверки и координации действий вовлеченных федеральных структур. Каждая запись должна содержать метаданные, отражающие точную дату обнаружения угрозы и применения мер реагирования.
Правила ведения журналов, мониторинга и реагирования на инциденты
Каждая организация обрабатывает данные в системах, содержащих информацию, отнесенную подразделениями безопасности к категории чувствительной. Процедуры мониторинга проводятся в соответствии с обновленной инструкцией, выданной органами, ответственными за защиту информации в подразделениях. Механизмы протоколирования включаются с даты, указанной в изменениях к инструкции, и поддерживаются на протяжении всех операционных циклов.
Запись и хранение событий
В журналах должны фиксироваться события аутентификации, действия по управлению доступом, изменения конфигурации системы и попытки экспорта данных. Информация об инцидентах должна храниться не менее 12 месяцев. Архивные системы создаются отдельно от рабочих сред для предотвращения несанкционированного доступа. Конфигурация каждого хранилища журналов должна соответствовать требованиям, указанным в Приложении A к директиве с изменениями.
Процедуры реагирования и уведомления
Реагирование на инциденты осуществляется в соответствии с инструкцией, применимой ко всем организационным системам. Уведомление надзорных органов инициируется в течение четырех часов с момента обнаружения несанкционированного доступа к массивам данных. За внутренними подразделениями закреплены роли в управлении событиями в соответствии с директивой, действующей в структурах управления. Подтверждение соблюдения требований подтверждается аудитами, ежеквартально проводимыми уполномоченными органами. Корректировки протоколов обработки инцидентов регистрируются сразу после внесения изменений в нормативные документы.
Стандарты шифрования данных и использование криптографических средств
Все организации, работающие в системах, содержащих записи о физических лицах, обязаны применять протоколы шифрования, утвержденные уполномоченными федеральными органами. Выбор криптографических средств должен осуществляться в соответствии с уровнем секретности информации, обрабатываемой в каждой системе, и в соответствии с действующей внутренней документацией.
Применение в организационных системах
В каждой единице подразделений, связанных с информацией, создаются механизмы шифрования на основе сертифицированных криптографических модулей. Эти механизмы должны быть интегрированы в архитектуру информационных систем, в которых происходит внутренняя коммуникация и хранение записей. Применение этих механизмов регламентируется соответствующей инструкцией и приложением к ней, а изменения вступают в силу в установленные сроки.
В рамках внутренних подразделений государственных структур и аффилированных лиц процедуры шифрования осуществляются с использованием решений, включенных в реестр сертифицированных средств. Каждая процедура шифрования должна обеспечивать конфиденциальность записей, предотвращать несанкционированный доступ и сохранять целостность содержимого на всех этапах обработки и передачи.
Нормативные и процедурные требования
Изменения в криптографических системах, используемых для защиты данных, документируются и проводятся в соответствии с процедурными правилами, принятыми компетентными органами. Каждое изменение сопровождается обновленными техническими описаниями и руководствами по внедрению, отражающими новые эксплуатационные требования. Все изменения проходят обязательную процедуру рассмотрения и согласования в контролирующих органах.
Использование криптографических решений в информационных системах административных органов систематически контролируется, оценки проводятся в соответствии с директивами, указанными в инструкции, и в связи с управлением документацией, содержащей конфиденциальные данные. Полное соблюдение требований является обязательным для каждой организации, работающей с такими данными.
Руководство по обучению персонала и соглашениям о конфиденциальности
Обучение персонала в подразделениях должно проводиться до того, как любой человек получит доступ к защищаемой информации в информационных системах. Каждая организация создает документированную инструкцию, определяющую конкретные обязанности в отношении конфиденциальности, согласованную со структурой внутренних протоколов безопасности и учитывающую последние изменения, внесенные директивой.
Перед предоставлением доступа к наборам данных ограниченного доступа должны быть подписаны соглашения о конфиденциальности. Эти соглашения хранятся в соответствии с внутренними системами учета организации и должны содержать прямую ссылку на классификацию защищаемой информации, как определено в приложении к директиве.
Обновления в процедурных руководствах и внутренних документах, вызванные поправками к директиве, должны быть незамедлительно включены в существующие программы обучения. Проверка прохождения обучения осуществляется посредством документированных оценок, которые архивируются в соответствии с внутренней политикой организации.
Ответственные организации в государственных структурах обязаны обеспечить ознакомление сотрудников, занимающихся обработкой информации, связанной с защитой персональных идентификаторов, с процедурными элементами. Такой инструктаж проводится с использованием систем, адаптированных к конкретной роли каждого участника и в зависимости от категории обрабатываемых данных.
Организации и руководящие органы должны регулярно обновлять инструкции по конфиденциальности, отражая изменения, которые вступают в силу с официальной даты, указанной в директиве. Все записи об обучении, формы соглашений и изменения хранятся в защищенных сегментах информационных систем организации.
Кадровые решения, касающиеся доступа к секретным категориям данных, должны соответствовать текущей версии директивы и всем последующим изменениям. Все ответственные лица в рамках организационной иерархии несут ответственность за обеспечение соответствия обновленной версии директивы.