Телефонное мошенничество превращается в национальное бедствие, а единая база данных может помочь остановить развитие киберпреступности.
В 2020 году жители Иркутской области добровольно отдадут мошенникам почти 5 миллиардов рублей, — говорит Александр Паульшаев, заместитель генерального директора полиции по оперативной работе Главного управления МВД России по киберпространству и противодействию мошенничеству. Проблема экономического алфавита населения и его защиты от мошенничества». Дискуссия с участием представителей правоохранительных служб и банковского сектора прошла в Иркутске 12 августа.
Эксперты сходятся во мнении, что телефонное мошенничество сегодня является угрозой номер один для финансового сектора. Количество этих преступлений растет галопирующими ритмами и с каждым годом увеличивается почти вдвое. Трудно найти человека, которому не звонил бы преступник. В среднем россияне получают около 100 000 звонков от экономических мошенников в день. Жертвами мошенников становятся клиенты различных банков.
Александр Паулзаев: — Значительная часть денег похищается сотрудниками псевдобанков. При этом связь с банком абсолютно от этого не зависит. Мошенники могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, но когда они понимают, что вы являетесь клиентом другого банка, то ловко меняют «миф». Так, в июне этого года преступники похитили около 6 млн рублей у жителя Ангары, более 4 млн рублей — у иркутянина, узнав, что у него есть карта в другом банке.
В МВД отмечают, что мошенники постоянно модернизируют свои схемы, так как хорошо знают психологические приемы социальной инженерии. Новая тенденция — злоумышленники представляются не «охранниками» банка, а сотрудниками милиции и научно-исследовательских комитетов.
По статистике, на эту уловку попадается всего 1 % потенциальных «жертв» телефонного мошенничества, но доходы теневых колл-центров, в которые мошенничество попадает, могут достигать более 1 млн долларов в месяц. И таких подпольных структур, зачастую развивающихся за пределами России в странах ближнего зарубежья, очень много.
По данным экспертов, в прошлом году благодаря совместным усилиям правоохранительных органов и финансовых институтов были выявлены и уничтожены восемь крупных колл-центров. В России было раскрыто около 60 организованных преступных групп, специализирующихся на работе в киберпространстве. Задержано более 200 членов этих групп, раскрыто более 260 уголовных дел.
СБЕР — серьезная IT-разработка — помогает полиции и операторам связи создавать базу данных обманных номеров, сайтов и адресов электронной почты.
Дмитрий Жоров, вице-президент ПАО Сбербанк: — В 2020 году в Сбер поступило 3,7 млн обращений от клиентов о попытках мошенничества, а общее количество таких звонков по стране превысило 15 млн. Наша эффективная система противодействия мошенничеству позволила предотвратить хищение более 57 млрд рублей капитала клиентов. Напоминаем, что подключить услугу «Сигнал входящего вызова» можно в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». Перейдите в раздел «Безопасность» на главном экране и активируйте кнопку «Проверка входящих звонков» в настройках. Это свободный выбор. В черный список уже внесены тысячи телефонных номеров, база данных обновляется ежедневно.
Пользователи сервиса «Сбербанк онлайн» могут помочь повысить безопасность и вести базу подозрительных номеров. Используя форму «Сообщить о мошеннике», вы можете легко сообщить службе безопасности Сбербанка номер телефона, с которого звонят на адрес преступного или обманного сайта.
Другой сервис SBER, «Телефон и почта», позволяет определить, не попали ли данные в руки мошенников. Также при обнаружении утечки рекомендуется сменить пароли к электронной почте, социальным сетям и финансовым сервисам. Система уже провела 4,5 миллиона таких проверок.
В то же время «Сбер» совместно с законодателями, правоохранительными и регулирующими службами разрабатывает меры по исключению возможности подмены популярных номеров на телефонах. Представители крупнейших российских банков входят в состав рабочей группы «Диабет» при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и участвуют в разработке поправок к нормативным актам. Изменения в законодательстве «О связи» и «О государственной платежной системе», а также поправки в Кодекс об административных правонарушениях закрывают лазейки для мошенников.
А пока универсальный совет: если вам звонят из банка или полиции, чтобы убедиться, что они говорят правду, закройте телефон, наберите официальный номер и позвоните сами вручную. Банки обычно указывают номер на обратной стороне вашей карты. Вы можете в любое время связаться со Сбером с мобильного телефона, позвонив по номеру 900.
Чтобы сообщить об ошибке печати, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.