Даже самые опытные водители не чураются подобных происшествий. Плохая погода или смелый пешеход, решивший перейти дорогу в местах, где жизнь водителя впоследствии может разделиться на одну и другую. Юрист и бывший сотрудник ГИБДД рассказал Лайфу, как действовать в случае оставления машины.
Если вы уехали на своей машине, вы в тюрьме
С самого начала стоит определить термины и сказать, что водители автомобилей, независимо от того, спокойны они и осторожны или нет, считаются ответственными, даже если они в три раза опытнее, в случае ДТП с участием пешехода. Именно так сформулированы правила дорожного движения. Автомобиль — это всегда средство повышения риска, и где бы пешеход ни переходил тротуар, водитель всегда несет ответственность. Особенно если человек погибает. Тогда водителю гарантированы несколько седых волос.
И здесь важно сказать, что, нарушая правила дорожного движения (т. е. п. 4. 3 или п. 4. 5), пешеходы автоматически подвергают водителей уголовной ответственности. Основное правило таково — если вы заметили на дороге пешехода, даже если это ребенок или пожилой человек, не совершайте маневров, не действуйте на дороге и постарайтесь его объехать. Как и предусмотрено правилами, включите экстренное торможение и держите руль прямо. Жизнь показывает, что чаще всего пешеходы успевают уступить дорогу и избежать конфликта. А как только вы начинаете движение по дороге, угадать траекторию и движения пешехода уже невозможно. Обычно, по злой иронии судьбы, он мчится в том же направлении, что и автомобиль. В результате конфликты неизбежны.
— Если вы сделали все по правилам, но все равно кого-то сбили, вы не несете ни юридической, ни моральной ответственности, потому что у вас не было технической возможности избежать конфликта, применив экстренное торможение», — говорит один из бывших сотрудников ГИБДД.
Никогда не покидайте место происшествия, даже если вы сбили пешехода. Оставление места ДТП не только гарантированно является основанием для лишения прав, но и создает еще более неловкую ситуацию в суде, если пешеход получит серьезные травмы или умрет до приезда скорой помощи или в больнице.
Фото © Агентство городских новостей «Москва».
Адвокат Антон Боровиков отметил, что в подавляющем большинстве случаев по таким делам выносятся обвинительные приговоры в суде.
Конечно, в зависимости от обстоятельств, водители часто получают условный срок. Однако всего этого можно избежать, если не позволять эмоциям руководить вашими действиями.
Не лгите инспектору.
Юристы утверждают, что пешеход не может покинуть место аварии, даже если он достаточно хорошо себя чувствует, чтобы самостоятельно дойти до дома. Такие «клиенты» часто попадают в больницу сразу после прыжка под машину, где им устраняют повреждения. За этим действием сразу же следует обращение в полицию, и, как правило, пострадавший пешеход всегда запоминает номер машины. Если перед отъездом владелец убедится, что пешеход здоров, он проявит халатность и, скорее всего, будет наказан за причинение тяжкого вреда здоровью, а также лишен лицензии.
Если пешеход подает признаки жизни, но не хочет (или не может) двигаться, ни в коем случае не помогайте себе. Неуклюжее движение может привести к пережатию артерии, что откроет путь для крови. Если пешеход истекает кровью на дороге, водитель неизбежно попадет в тюрьму, но к «тюремному сроку» может применяться множество положений, главное из которых — «смерть по неосторожности».
Важно отметить, что непосредственными свидетелями аварии могут быть пассажиры и даже ближайшие родственники. Их слов о том, что пешеход внезапно появился на дороге и находился не там, где собирался, может быть достаточно для того, чтобы инспектор ГИБДД начал подозревать водителя в виновности. Кстати, сами водители никогда не должны врать инспекторам о том, с какой скоростью они едут. Часто водители пытаются занизить свою скорость (из страха или по другим причинам).
Помните, что у экспертов есть методики и специальные приборы для определения тормозного пути. На основании этих данных следователь сделает неоспоримый вывод о скорости движения, и ситуация усугубится ложью в суде.
Не будьте обвиняемыми в ненужных вещах.
Фото © Агентство городских новостей «Москва».
Если принято решение быть честным во всем, стоит знать, что инспекторы тоже люди и могут ошибаться. Причем как с одной, так и с другой стороны. После того как сотрудник дорожной службы приступил к разработке плана, важно не только проследить за измерениями, но и представить двух свидетелей. Если хотя бы одно из этих условий не будет соблюдено, элемент дорожного движения не будет засчитан в суде.
Также особенно важно определить состояние дорожного покрытия в итоговом протоколе. Если в момент аварии шел дождь, а инспектор записал состояние дорожного покрытия как «сухое», суд вряд ли будет рассматривать дело в отношении водителя. Необходимо отразить погодные условия, состояние дороги, освещенность, препятствия и зоны видимости.
Прежде чем подписать протокол о ДТП, его следует внимательно прочитать. Лучше, если у водителя заранее будет наготове приличный адвокат, который внимательно прочитает документ, профессионально сделает инспектору замечания и внесет поправки в протокол.
Не отказывайтесь от освидетельствования, если пешеход или инспектор ГАИ, пострадавший в ДТП, задает вопросы о трезвости водителя. Отказ от госпитализации приравнивается к вождению в нетрезвом виде, поет он, — помимо автомобильных аварий и даже наездов на пешеходов, это приговор как минимум с перерывом.
Если следователь, а впоследствии и суд установят, что водитель нарушил правила и действовал в соответствии с законом, это смягчит его наказание.
Обратите внимание.
Важной иллюстрацией является то, как вы реагируете на поведение пешеходов на дороге. Например, если вы резко уходите от пешехода, но влетаете в полосу встречного движения, где убиваете водителя и пассажира автомобиля или другого пешехода на противоположной стороне, суд сочтет это более серьезным ДТП.
Здесь приходится выбирать из двух зол. Предпочтительнее зацепить пешеходов и лобовое стекло на капоте, чем двух, трех или пять человек на полосе встречного движения. С точки зрения правил дорожного движения, инспекторов и судов экстренное торможение, безусловно, является единственно правильным и законным решением водителя в случае травмирования или гибели пешехода.
ВАЖНО: Звуковые сигналы, большие лестничные фонари или русские маты спасают гидов от тюрьмы. Первое, что нужно сделать, если пешеход выбежал на дорогу, — экстренно затормозить. После того как вы нажмете на педаль тормоза и машина начнет тормозить, можно «загнать» сигнал и включить режим «большая лестница». И снова — сначала тормозите, потом тормозите все. Это принципиально важный момент, и его нужно действительно выполнять и рассказывать инспектору именно в таком порядке.
Неправильные слова — и тюрьма.
Фото © Агентство городских новостей «Москва».
Юристы отмечают, что важно не перепутать условия. Для того чтобы инспектор составил протокол с неверными данными со слов водителя, достаточно одной неверной копии, плюс лишение прав и условный штраф. Категорически нельзя описывать экстренное торможение. Короткое торможение приводит к пробуксовке и увеличению тормозного пути. Короткое торможение — это неправильная энергия с точки зрения правил дорожного движения, которая может привести к аварийной ситуации. Скольжение автомобиля при экстренном торможении не должно называться скольжением. Скольжение — это почти 100 % статей, особенно если есть пострадавшие или погибшие.
Разблокировку колес, которая необходима для удержания автомобиля на дороге, не следует называть прерыванием и отпусканием педали тормоза. Такие условия трактуются исследованиями в пользу водителя.
Пешеходы должны быть предупреждены световым сигналом одновременно с торможением. Дело в том, что с точки зрения Правил дорожного движения, свет скалярных фонарей и звуковые сигналы до осуществления экстренного торможения — неправильные действия водителей и судов могут быть истолкованы как приводящие к их столкновению.
Также не нужно рассказывать инспектору о своем плохом самочувствии, не говоря уже о технических проблемах с автомобилем. Дело в том, что больные, уставшие и нервные состояния могут неожиданно обострить реакции водителя. Согласно правилам, управлять автомобилем запрещено при болезненных состояниях, угрожающих безопасности (головокружение, тошнота, резкая смерть, боль). Поэтому болезненные ситуации не должны трактоваться в пользу водителя. Сочувствие инспектора ГАИ в таких ситуациях не принимается во внимание, и может быть зафиксирована явная ложь, которая может стать доказательством вины в суде.
Приведенные выше простые правила помогают не только избежать аварий, но и оказать водителям «экстренную юридическую помощь». Кроме того, основываясь на правильном поведении и правильных словах, судебные юристы могут доказать невиновность.