В литературе этика рассматривается как форма общественного сознания, она отражает социальную действительность в виде представлений о добре и зле, выраженных в виде принципов, правил и идеалов в сознании человека. Их тенденция — регулирование поведения людей как единый статус для поддержания и развития общества.
Право и мораль являются первичными и фундаментальными социальными регуляторами поведения человека и общества.
Объединение права и этики обусловлено выявлением общих характеристик, особенностей взаимодействия.
В контексте их объединения к общим характеристикам права и этики следует отнести следующие аспекты
— Они относятся к социальным нормам и имеют общий статус регулирования,
— Выступают в качестве фундаментальных регуляторов человеческого поведения,
— У них общая цель — регулировать поведение людей для сохранения и постепенного развития общества в целом,
— Опираются на принципы справедливости,
— Они являются мерилом свободы личности и ограничивают ее.
В контексте их объединения разница между правом и этикой включает в себя ряд ситуаций.
Во-первых, этика появляется до права, правосознания и государственных форм организации общества. Этика появляется в обществе, а право — в государстве.
Во-вторых, может быть только одна правовая система, которая может действовать в границах государства и общества, но в обществе может быть много моральных систем (отдельных групп, территорий и т. д.). Однако во всех обществах существует общепринятая система моральных взглядов.
В-третьих, моральные нормы формируются как нормативное выражение представлений о добре и зле, вежливости, справедливости, чести и других категорий этики, сложившихся в конкретном обществе. В то же время построение моральных систем происходит неравномерно и нестабильно. Процесс создания законов — это выражение воли государства и последствий его официальной деятельности.
В-четвертых, мораль существует в общественном сознании, которое является формой ее существования. В этой связи проблематично различать мораль как форму общественного сознания и этику как социальный регулятор регулирования. При рассмотрении права нетрудно провести четкое разграничение между правосознанием и самим правом. Право имеет внешнюю стабилизацию четкой формы внешности, то есть формальный правовой источник. Этика как специфический социальный регулятор объективно не требует такого подхода.
В-пятых, предметное регулирование правовых норм и этических норм имеет разные границы. Они имеют общий предмет и разветвленные сферы регулирования. Так, специфическим предметом регулирования морали является область дружбы, любви и т. д. С правом дело обстоит иначе. Однако есть области исключительно правового регулирования, не имеющие ничего общего с этикой (например, правила технического регламента).
В-шестых, правовая система, в отличие от этики, наделена логической и очень строгой структурой.
В-седьмых, право и этика имеют разные средства и методы обеспечения выполнения своих норм. Так, если право гарантировано возможностью государственно-принудительной реакции, то правила этики гарантированы силами общественного мнения и осуждения.
Между правом и этикой существует специфическое взаимодействие. Право служит формой для реализации этики в целом. В то же время этика обычно признает незаконные действия аморальными и неэтичными. Этические нормы играют важную роль как в законодательной деятельности, так и в процессе применения права.
Однако если регуляторы одних общественных отношений развиваются быстрее, чем другие, может возникнуть конфликт между моральными и правовыми нормами.
Таким образом, соотношение права и этики свидетельствует о наличии как общих, так и особенных черт. Существуют также специфические взаимодействия между корреляциями права и этики между регуляторами.
Регулирование общественных отношений с помощью права и этики
Право — это система общеопределенных и общеобязательных юридических норм, отражающих волю государства, тем самым предвидящих, устанавливающих и регулирующих общественные отношения.
Этика — это исторически сложившаяся система определенных взглядов, правил, принципов, убеждений и презумпций, выражающихся в поведении людей, справедливых и несправедливых, добрых и злых, поощряющих, не поощряющих, честных и нечестных, сознательности, вежливости, достоинстве и многих других подобных этических нормах. Эта позиция становится моральной оценкой и социальным отношением всех поступков и поведения людей.
Все моральные понятия, такие как достоинство, совесть и честь. Они оцениваются через категории «хорошо» и «плохо».
Этика осуждает такие поступки, как нарушения и преступления. Право и мораль едины в оценке этих поступков. Право и этика требуют соблюдения закона, отправления правосудия и поведения судебных и правоохранительных органов. Это выражается в анализе различных ситуаций, разрешении конкретных дел и противоправных действий. Все незаконные действия в то же время неэтичны.
Право и этика играют важную роль в регулировании общественных отношений. Главная цель права и этики — целенаправленное воздействие на характер поведения людей, обеспечивающее интересы отдельных граждан, социальных групп или общества в целом.
Единство морали и права
Этика и право имеют общие нормы, на основе которых возникает единство. К ним относятся:
Тесная взаимосвязь и единство права и этики определяют их функциональное и социальное взаимодействие. Это проявляется в следующих аспектах.
Этические нормы касаются всех этапов социального поведения и формирования права. Они являются важным элементом совершенствования правовой системы в целом.
Характеристики права и морали
Этика и право имеют ряд особенностей, в том числе способ их формирования и установления. Правовые нормы утверждаются или создаются государством. Моральные нормы возникают и не создаются непосредственно государством, а развиваются спонтанно в процессе человеческой деятельности.
Ненавязчивые черты права и этики:
Этика и право имеют разную историческую судьбу. Этика намного старше права.