Формы права, в частности законы, содержащие нормы права, формулируются сплошным и описательным образом, в соответствии с правилами языка, формальной логикой. Они не имеют структуры нормы права. В реальной правовой действительности нормы права отсутствуют. Они должны воспроизводиться нормативными правовыми актами с использованием всех интеллектуальных методов, включая толкование. Статьи права формулируются как часть общего текста, последовательно описывающего конкретные действия. Обилие «если» в тексте нормативных правовых актов может вводить в заблуждение. Однако не стоит путать эти «если» с началом дела. Правовые нормы содержат пункты, подпункты и части, но даже эти элементы не соответствуют норме права. Зачастую элементы нормы права разбросаны по разным частям закона, а также по разным нормативным правовым актам.
Наиболее распространенными вариантами являются Гипотеза и настроение находится в одной статье, а ратификация — в другой главе или в другом месте. Такие аналогии предопределены логической структурой нормы права.
Существует два основных способа, которыми Закон о нормативных положениях декларирует верховенство права. Прямой и косвенный, которые различаются отсылкой и вакуумом.
Прямой способ предполагает наличие всех трех элементов в одной статье. Такое утверждение является скорее исключением, чем правилом, так как норма права и закон совпадают. Это идеальная ситуация для всех вопросов права. Потому что такие нормы легко найти и использовать. Примеры прямого способа декларирования можно найти в Гражданском кодексе (статья 167 ГК РФ).
Косвенный способ изложения означает, что не все элементы правил включаются в статьи нормативных правовых актов. Как правило, отсутствует ратификация или гипотеза. Это обусловлено тем, что воссоздание правового государства всегда начинается с положений, содержащих правила поведения.
Существуют различные отсылки и блэкеты к косвенным методам изложения, отличающиеся точностью указаний на отсутствующие элементы нормы права.
Метод отсылки применяется в тех случаях, когда в тексте закона содержатся не все элементы правовой нормы и имеются конкретные ссылки на другие статьи, в которых встречаются иные элементы нормы права.
Метод отсылки включает в себя точное указание статьи, части или пункта, в которых находятся недостающие элементы нормы. Например, статья 26 Гражданского кодекса РФ определяет дееспособность лиц в возрасте от 14 до 18 лет и в то же время отсылает к абзацу второму статьи 28 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, определяется круг несовершеннолетних. Гражданские права. На практике лица в возрасте от 14 до 18 лет обладают правами несовершеннолетних. Метод отсылки используется для сохранения законодательного текста. В противном случае одно или несколько положений приходится повторять в разных статьях.
Вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации содержит множество отсылочных норм. Сами отсылки отличаются друг от друга. Существуют отсылки между пунктами одной статьи. Например, в пункте 1 статьи 480 Гражданского кодекса РФ описаны последствия передачи некомплектного товара. Пункт 3 той же статьи отсылает к пункту 1. Таким образом, суммарное положение применяется к обязательству по передаче комплекта товаров. В то же время эта же статья отсылает к другим статьям. Пункт 1 — статья 478, пункт 3 — статья 479.
Реже встречаются точные отсылки из одного закона в другой. Так, все четыре части Гражданского кодекса являются самостоятельными законами, принятыми с разницей в несколько лет: часть 1 в 1994 году, часть 2 в 1996 году, часть 3 в 2001 году и часть 4 в 2006 году. Например, статья 486 предусматривает следующие правила. В случае несвоевременной оплаты покупателем товара, переданного в соответствии с договором купли-продажи, продавец обязан произвести оплату товара и процентов в соответствии с настоящим Кодексом». Это ссылка на первую часть, но, как видно, Кодекс рассматривается как единый акт в целом.
Ссылки на акт в другой статье, части или пункте отсутствуют. Даже если можно сделать точную ссылку, например, на Конституцию Российской Федерации, используется неопределенная ссылка. Например, согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституция Российской Федерации устанавливает, что гражданское законодательство находится в исключительном ведении Федерации. Точное положение этой нормы — пункт «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации — привести можно. Однако доклад представлен без точного адреса.
Общий метод декларирования означает, что статья нормативного правового акта устанавливает неопределенную ссылку на группу актов, правил и директив, которые не имеют точного определения.
Общий метод подразумевает неопределенность. Он может различаться и относиться к элементам правовых норм. Примером общего способа является пункт 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации. «Договором присоединения признается договор, условия которого изложены в формуляре или иной стандартной форме». Неоднозначность в данном случае связана с макетом, поскольку его содержание изложено в форме или иной стандартной форме.
Особенностью Трудового кодекса является практически полное отсутствие санкций, которые сосредоточены в единственной статье 192 «Дисциплинарные взыскания» Российской Федерации. Сама статья представляет собой неполный перечень санкций, поскольку содержит общие ссылки на. «Федеральным законодательством, законами и дисциплинарными уставами отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания». В других статьях Трудового кодекса РФ (например, в статьях 66, 138, 189 и др.) используется неопределенная санкция — наказание. Это наказание, т.е. определение санкции, осуществляется с помощью статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
Более широкая общая отсылка: «Ответственность за нарушение настоящего закона определяется действующим законодательством». Поиск элементов нормы права фактически неограничен во всем законодательстве.
Баранов В. М. Мотивы советского права. — Саратов, 1978.
Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. -§, 1981.
Кулаков В. Л. Ингредиенты советского права. — Саратов, 1987.
Марко А. В. Правовые привилегии и поощрения: понятия, моменты и функции // Вопросы теории государства и права: Актуальные проблемы современного российского государства и права: единство сборника научных трудов — Саратов, 1998 г. -Вып. 1. -с. 50-63.
Пугинский Б. И. О правовом государстве // Бест. Моск. Ун-та. серия 11: Право. -1999.-№ 5.
Тиунова Л. Б. Система правовых норм и юридических факультетов // Судебная практика. -1987. № 4.
Глава 12: Система права. Систематизация права.
— Цели правового регулирования.
— Методы правового регулирования.
— Система права и система законодательства.
— Процессуальное и материальное право.
О горизонтальных нормах, обратной силе Уголовного кодекса, Конституционном суде РФ и особом мнении архангелогородца
Действующий Уголовный кодекс РФ содержит ряд общих норм. Причем их количество значительно увеличилось по сравнению с УК РСФСР 1960 года.
Общими нормами Уголовного кодекса являются те, которые не имеют конкретного содержания внутри себя, но в которых присутствуют отсылки к нормам других отраслей права и (или) иных нормативных правовых актов, и их содержание становится понятным.
Таким образом, общей особенностью признаков, закрепленных в нормах уголовного права, является отсутствие конкретизации этих признаков в нормах уголовного права, в то время как эти признаки присутствуют в нормах иного законодательства и (или) в нормах иных нормативных правовых актов.
Кроме того, ссылки на обобщенные нормы в иных нормативных правовых актах, чем законодательство, создают возможность определения объема уголовной ответственности не только законодателем, но и административными органами.
На то, что нормы уголовного права носят обобщенный характер, могут указывать различные слова и словосочетания. Например, во многих статьях Уголовного кодекса РФ используется слово «незаконный», что на практике означает иные законы, в том числе правила и нормы, нарушение которых может повлечь за собой уголовную ответственность.
Если говорить более конкретно, то на примере статьи 228 УК РФ видно, что данная статья содержит слово «незаконный». Это отсылка к Федеральному закону N 3-ФЗ от 1 августа 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах». ‘ определяет правовой порядок оборота наркотиков, нарушение которого может повлечь за собой уголовную ответственность.
В статье 228 УК РФ также используются термины, которые не разъясняются в самой статье — «наркотическое средство», «психотропное вещество», «аналог», «крупный размер». Иными словами, законодатель снова отсылает нас куда-то в сторону. правила, включая определения каждого термина. Речь идет о вышеупомянутых Федеральном законе и Постановлении Правительства РФ, в которых перечислены наркотики и определена масса каждого наркотика как крупный размер.
Использование общей формы уголовно-правовых норм неизбежно вытекает из требования краткости уголовно-правового запрета, но при этом влечет за собой неопределенность и трудности в применении.
В частности, сложности могут возникнуть в тех случаях, когда сам Уголовный кодекс РФ не был изменен, но были изменены другие законы и подзаконные акты.
Суть сложности заключается в том, что в статье 10 УК РФ, где говорится об обратной силе уголовного закона, ничего не говорится о возможности применения неуголовных правовых норм с обратной силой, но изменения все же вносятся. Они улучшают статус лиц, подлежащих уголовной ответственности.
Забегая вперед, скажу, что статья 54 Конституции РФ об обратной силе законов, исключающих или смягчающих ответственность, означает, что не только уголовный закон, но и обязательно закон, означает вторичность деяний. Но так было не всегда, и нам приходилось бороться за такую трактовку.
Борьба за правильное толкование статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации в Конституционном суде РФ имеет свою давнюю историю.
Жители города Архангельска были привлечены к уголовной ответственности по статье 147.1 Уголовного кодекса РСФСР (крупный размер, от 5 до 10 лет лишения свободы). Согласно статье 144 УК РСФСР, «хищение признается совершенным в крупном размере, если к моменту совершения преступления оно в 200 раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации».
На момент судебного разбирательства Уголовный кодекс РСФСР был отменен и вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации, а примечание 2 к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации определяло крупный размер преступления. Основанием для обращения в Конституционный суд РФ послужило то, что размер минимального размера оплаты труда с момента совершения преступления (1995 год) до момента вынесения приговора (1999 год) был пересчитан с 20 500 неполных рублей до 83 рублей 49 девушек. По новой шкале цен.
Поэтому заявитель полагал, что, поскольку сумма ущерба была меньше 500 новых минимальных размеров оплаты труда, дело должно рассматриваться на основе новых минимальных размеров оплаты труда и что окончательный «крупный ущерб» должен быть исключен из этой категории.
Определением Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 г. № 1-О было отказано в удовлетворении жалобы осужденного жителя Архангельска на утверждение УК РФ 2, сноски 2 к статье 158, как не соответствующей статье 54 Конституции РФ.
В своем определении Конституционный суд РФ указал, что Минимальный размер оплаты труда, обозначающий такой признак, как хищение в крупном размере, определяется не Уголовным кодексом, а законодательством иной отрасли. Его изменение не влечет за собой изменения норм Уголовного кодекса… В современных социально-экономических условиях принятие федеральным законодателем решения о повышении минимального размера оплаты труда не может рассматриваться как закон, издающий или смягчающий уголовную ответственность за хищение. … Принадлежность.
На сайте КС РФ можно найти это определение, но нельзя найти особые мнения двух судей КС РФ А.Л. Кононова и Т.Г. Морщаковой, которые не согласились с таким толкованием закона и дали другое толкование, согласно которому если уголовно-правовые нормы являются общими, то должен применяться другой закон 10 ст. 10 должна применяться в таких случаях, так как ее изменение должно трактоваться как изменение Уголовного кодекса.
Конституционному суду РФ было стыдно и неловко за эти два конкретных мнения, но о них можно узнать из других источников.
Поскольку разные мнения судей Конституционного суда РФ, казалось бы, не имеют юридической силы, зачем их писать? Как показывает практика, такие разногласия имеют смысл, поскольку они высказываются публично, а значит, имеют кумулятивный эффект и могут быть восприняты другими судьями при последующем рассмотрении аналогичных дел. И такое случалось.
В своем определении от 10 июля 2003 г. N 270-О Конституционный суд РФ дал совершенно иное толкование закона. Декриминализация отдельных деяний может быть осуществлена не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены других отраслевых нормативных актов. Там упоминались общие нормы уголовного права, но архангельскому мужику ничего не оставалось, но благодаря ему и двум умным судьям логику все равно никто не рассмотрел, осудили и ушли. Ушел.
PS: В следующей статье рассказывается, как все вышесказанное относится к состояниям, возникающим с 1 января 2013 года по делам о наркотиках.
Правовая норма: вид, признаки, структура
Правовое государство — это совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или признанных (ратифицированных) государством, регулирующих общественные отношения и позволяющих государству обеспечивать их соблюдение.
К признакам правовых норм относятся
2. типичная определенность — выражается в письменной форме в официальном документе, призванном четко определить рамки поведения субъекта
3. выражение в виде проекций государственной власти — устанавливаются государственными органами или органами государственной власти и обеспечиваются государственными измерителями воздействия — принуждение, наказание, подстрекательство
4. обезличивание — включение в обезличенные правила поведения, распространяющиеся на большой круг лиц с многочисленными жизненными ситуациями — государство имеет дело с верховенством права в отношении всех субъектов, а не конкретного лица — физического и юридического.
6. многократность или многочисленность действий.
7. возможность государственного принуждения.
8. представительный и обязательный характер.
9. зеркала, т.е. классы элементов правовых норм: случай, настроение, санкция.
(1) В зависимости от содержания они бывают.
— Исходные нормы, определяющие основы правового регулирования общественных отношений, цели, задачи, границы и предписания (это, например, нормы, провозглашающие принципы, дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.д.).
— Общие нормы, характерные для общей части той или иной отрасли права, распространяются на все или большинство институтов соответствующего права.
— Специальные нормы, относящиеся к отдельным институтам той или иной отрасли права, регулируют конкретный вид общих общественных отношений, учитывая, в том числе, присущие им особенности. (Подробнее см. раздел «Общие, исправительные и т.п. нормы», пояснения). (в целом специализируют и регламентируют временные и пространственные условия применения, способы правового воздействия на поведение человека),
2) по предмету правового регулирования (в зависимости от отраслевой принадлежности) — на конституционные, градостроительные, административные, кадастровые и др,
3) по природному материалу (преступность, сельское хозяйство, экология и т.д.) и процедурам (уголовное судопроизводство, гражданское судопроизводство),
4) по методу правового регулирования их различают следующим образом.
— Апостольский (включающий властные положения),
-авластные (включая свободу усмотрения),
— Поощрительный (стимулирует социально полезное поведение),
— конституирующие (указывают на наиболее приемлемое состояние и поведение общества),
5) по времени действия — постоянные (содержатся в законе) и временные (указ президента о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях в связи со стихийными бедствиями),
6) в зависимости от функции — регулятивные (например, нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношений, например, конституционные нормы, гарантирующие права и обязанности граждан, президентов, правительств и т.д.) охранительные (субъективные права, которые были нарушены, с целью восстановления нарушенного положения с помощью соответствующих средств защиты, например, гражданско-правовые нормы и т.д.) защиты),
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяются нормы — общераспространенные (например, нормы Конституции РФ распространяются на всех граждан), особо распространенные (распространяются только на определенные категории лиц — пенсионеров-отставников, военных, студентов и т.д.)
9) по сфере действия — федеральные (например, нормы исполнительного законодательства РФ, распространяющиеся на территорию всей страны), региональные (распространяющиеся на территорию Российской Федерации) демократических республик, краев, областей и т.д.) и местные (распространяющиеся на территорию конкретного предприятия, учреждения или организации),
10) по юридической силе — правовые нормы права и регулирования,
11) В зависимости от метода правового регулирования — дозволение (предоставление возможности совершения определенных действий, например, получение завещания, требование исполнения обязанности), принуждение (обусловливающее совершение лицом определенных положительных действий, например, возмещение ущерба, внесение арендной платы, возврат книг в библиотеку) и возмущающие действия (нарушение правил дорожного движения, кража и др. (запрет на совершение определенных действий),
12) в зависимости от предмета права — нормы, устанавливаемые государственными (законодательными, административными) органами и негосударственными органами (референдумом или органами местного самоуправления)
13) в зависимости от содержания, цели и характера изложения нормы права: принципы нормы, определения нормы, цели нормы, расчеты нормы (в том числе количественные или качественные показатели деятельности государственных органов или организаций).
Структура нормы: прецеденты, диспозиции, санкции.
Прецедент — часть правовой нормы, содержащая указания на конкретные условия жизни, условия, при которых данная норма вступает в силу. Он может выражаться в указании условий вступления правовой нормы в силу по достижении гражданином определенного возраста, то есть предмета права, времени и места наступления того или иного события.
Диспозиции являются составной частью правовых норм, которые содержат сами правила поведения и указывают на права и обязанности сторон, являющихся участниками правоотношений, которые возникают и осуществляются на основе соответствующих норм. Диспозиции являются ядром и основой права.
Санкции являются частью правовых норм, определяют последствия их нарушения или неисполнения и представляют собой меру государственного воздействия на правонарушителя. Санкции подразделяются на следующие категории
— Уголовные (дисциплинарные): лишают правонарушителей определенных благ и налагают на них такие наказания, как лишение свободы, принудительные работы и т. д.
— Правовая реституция: восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению невыполненных обязательств, возложение обязанности возместить причиненный ущерб.
Способы формулирования нормы права:.
I. прямое право: законодатель определяет структуру нормы права таким образом, чтобы все компоненты, такие как предпосылки, положения и санкции, полностью соответствовали структуре статьи и даже закона в целом.
II. отсылка: некоторые составные части нормы права изложены полностью, другие — только в общем виде или вообще не раскрыты в конкретной статье, но содержат отсылки к другим статьям или иным соответствующим положениям.
III. Полный: статья может содержать только один из элементов структуры верховенства права, а остальные элементы могут быть включены лишь косвенно. Таким образом, необходимо получить информацию об остальных элементах структуры нормы права в другой норме права.