Статья 46 Право на занятие образовательной деятельностью
1. право на ведение образовательной деятельности имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и соответствующие квалификационным требованиям и (или) профессиональным стандартам, указанным в перечне квалификаций, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 6 августа 2020 г. N 165-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. наименования должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и наименования должностей руководителей образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации
3. лица, обучающиеся по специальности и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» в рамках образовательной программы высшего образования и прошедшие предварительную аккредитацию по истечении не менее трех лет обучения, могут осуществлять образовательную деятельность по следующим программам Основное общее образование.
(Часть 3 введена Федеральным законом от 6 августа 2020 г. N 165-ФЗ).
3. 1. К осуществлению образовательной деятельности допускаются несовершеннолетние, обучающиеся по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности, входящей в группу специальностей «Образовательные и педагогические науки», и прошедшие промежуточную аттестацию на последнем курсе обучения. По образовательным программам дошкольного образования и начального общего образования.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 24 июля 2025 г. N 385-ФЗ).
4. для осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам обучался по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительной общеобразовательной программы, и прошел не менее чем предварительную аккредитацию. 2 года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования и направления дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
(Часть 4 введена Федеральным законом от 6 августа 2020 г. N 165-ФЗ).
4.1. иностранные агенты не допускаются к осуществлению образовательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
(Часть 4.1 введена Федеральным законом от 12 мая 2022 года N 498-ФЗ).
5. порядок приема на осуществление образовательной деятельности лиц, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(Часть 5 введена Федеральным законом от 6 августа 2020 года N 165-ФЗ, в редакции Федерального закона от 24 июля 2025 года N 385-ФЗ).
(см. текст в предыдущей редакции)
6. порядок приема на осуществление образовательной деятельности, указанной в части 3.1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(Часть 6 введена Федеральным законом от 24 июля 2025 года N 385-ФЗ).
Как устроиться на работу в школу: юридические нюансы
Чтобы работать учителем, необходимо иметь высшее или среднее специальное образование по расширенной специальности «Образование и педагогические науки» и соответствовать квалификационным требованиям. В противном случае требуется дополнительная специализированная подготовка в соответствии с направлением, выбранным образовательной организацией. Например, если выпускник техникума хочет преподавать физику в школе, ему необходимо пройти дополнительное обучение по специальности «учитель физики». Если же он хочет устроиться преподавателем на новую техническую станцию, необходимо пройти дополнительное обучение по специальности «преподавание дополнительного образования».
Студенты могут начать работать учителями еще во время учебы в педагогическом колледже. Студенты вузов, обучающиеся по специальности и направлению подготовки, могут найти работу в школах, а на четвертом и пятом курсах по специальности «образование и педагогические науки» — в школах. Если работодатель обнаружит, что студент учится в той же области, что и преподает, ему разрешается работать в качестве дополнительного преподавателя с третьего курса.
Немного сложнее педагогам-психологам, логопедам и минималистам:
Форма обучения не имеет значения — возможна как очная, так и заочная форма обучения. В законе нет требований государственного или установленного образца к типу диплома.
Совет по образованию — сообщество для тех, кто учит и учится. Эксперты развиваются вместе с нами.
Хотите быть в курсе мировых тенденций, первыми узнать о новых подходах и методах, научиться применять их на практике, получить образование и освоить новую специальность? Все это возможно в наших учебных центрах.
На нашей платформе уже представлено более 40 онлайн-курсов после обучения и дополнительного образования.
Требования к здоровью
При приеме на работу учитель должен пройти медицинский осмотр и получить медицинскую книжку.
Заболевания, не позволяющие работать в образовательной организации:
В то же время преподаватели должны проходить ежегодный медицинский осмотр, включая посещение психиатра или нарколога.
Требования безопасности.
Закон запрещает работать в образовательных организациях.
При этом, даже если человек не был осужден, он не может работать учителем, если в отношении него было возбуждено уголовное дело. Например, если стороны урегулировали дело, истек срок давности или человек был заклеймен.
Не может работать в образовательной организации лицо, имеющее судимость, не являющуюся уголовно наказуемой за другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Например, если человек осужден за особо тяжкую угрозу, он может работать в сфере образования только через восемь лет после вынесения приговора — судимость снимается.
Все спорные ситуации решаются Комиссией по делам несовершеннолетних. Возможны люди со снятой судимостью, люди с восстановленной судимостью и некоторые другие случаи.
Что еще.
Учителя могут стать иностранными гражданами. Однако для работы в России необходимо иметь разрешение на работу. Работодатель обязан уведомить об этом Федеральную миграционную службу и уполномоченные органы занятости не позднее трех дней после окончания трудового договора.
При этом граждане Республики Беларусь имеют те же права, что и граждане Российской Федерации.
Не занимайтесь вопросами обучения учеников в школе, где вы работаете. Согласно закону об образовании, это может привести к конфликту интересов.
Если вам нравятся материалы Совета по образованию, подписывайтесь на канал в Telegram, чтобы быть в курсе всех остальных.