Дошкольное образование

Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №1 «Солнышко»

          На протяжении нескольких лет на базе МБДОУ №1 «Солнышко» функционирует «Служба ранней помощи». СРП посещают дети от 1 года до 3 лет с отставанием или риском отставания в развитии, дети-инвалиды, не посещающие детские дошкольные учреждения. С данными детьми работает междисциплинарная команда специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по плаванию, инструктор по адаптивной физической культуре. Основные отклонения в развитии с которыми сталкиваются наши специалисты: Даун синдром, ДЦП, задержка психомоторного развития, аутичные проявления. Помощь таким детям ведется в направлениях: сенсорное, двигательное, интеллектуальное.

         Для разработки индивидуальной программы необходимо предварительно обследование ребенка и семьи. В СРП разработана процедура оценки слабых и сильных сторон ребенка и семьи, которая позволяет получить представление о причинах отставания и проблем ребенка и той базы, на которой можно в дальнейшем строить работу.

         Во время процедуры обследования имеется возможность наблюдать деятельность ребенка в различных ситуациях: знакомство, свободная игра, формальное тестирование, общение с мамой, обучающая ситуация, где роль учителя выполняет мама; в отсутствии близкого человека; прощание, одевание-раздевание. Такое разнообразие ситуаций позволяет получить более или менее полное представление о коммуникативных способностях ребенка, о состоянии неречевых и речевых психических функций, об особенностях взаимодействия матери и ребенка; особенностях поведения ребенка.

          Основными принципами ранней помощи, являются междисциплинарность и семейноцентрированность. Реализация этих принципов осуществляется следующим образом: с ребенком и семьей знакомится вся команда. Каждый специалист высказывает свое мнение о ребенке и семье. Очень важным является определение степени влияния медицинских, генетических, социальных условий на развитие ребенка.

          Таким образом, междисциплинарность означает, что ребенок со всех сторон оценивается разными профессионалами. Благодаря отработанной междисциплинарной процедуре обследования, каждый смотрит на ребенка через свое собственное индивидуальное «пространство» на основе собственной дисциплины, учитывая возрастные и индивидуальные особенности в соответствии с ФГОС. В итоге, команда формирует целостное представление о ребенке и семье. После междисциплинарной оценки определяются виды занятий. Проводятся консультации для родителей: по итогам занятий, тематические, по запросу родителей.

          Принцип семейноцентрированности реализуется через взаимодействие специалистов с родителями, в изучении особенностей ребенка и коррекции развития через маму, в оказании поддержки родителям. для совместной с ребенком деятельности и организации диалога.

           На сегодняшний день мы разработали систему коррекционно-развивающих занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, психолого-педагогического воздействия способствующую успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ подходим не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

          Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг:

Коррекционно-развивающие занятия с применением авторских методик (Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Межполушарные доски, кинезиологические упражнения  и т.д.)

          Практика использования дидактических игр и пособий на основе логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера, применяется для развития логико- представлений и способностей анализа лексико-грамматических категорий у детей с ОВЗ. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. Специалисты нашей службы ранней помощи в своей работе используют игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий, что повышает его функциональные возможности, а также психографику.

Психолого-педагогическую коррекцию с использованием сенсорного интерактивного светового оборудования (световые песочные столы, сенсорные панели для рисования, воздушно-пузырьковые колоны и т.д.)

          Представленная в РСП подборка индивидуально — подгрупповых занятий с использованием полифункционального оборудования сенсорной комнаты используется педагогом-психологом, дефектологом, логопедом.
Полифункциональное игровое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно – практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

Основные задачи решаемые с помощью представленных занятий:
— развитие и коррекция представлений детей о сенсорных эталонах;
— обогащение сенсорного опыта;
— снятие психо-эмоционального напряжения.

Детям с ЗПР, ДЦП, РАС сенсорная комната помогает :
— создать ощущение безопасности и покоя,
— улучшить эмоциональное состояние,
— снизить уровень тревожности ребенка,
— стимулировать тактильное, слуховое, зрительное восприятие,
— повысить двигательную активность.

Занятия в сенсорной комнате ведет к сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, через гармонизацию его внутреннего мира.

Адаптивную физкультуру с использованием фитболов, сухого бассейна, уличных детских тренажеров и т.д.

В процессе занятий:

1) укрепляется и развивается опорно-двигательный аппарат, стимулируется рост костей, укрепляются суставы и связки, повышается сила, тонус и эластичность мышц;

 2) улучшается крово- и лимфообращение, обмен веществ;

3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;

 4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;

5) улучшается функции сенсорных систем.

Индивидуальные занятия с инструктором по плаванию со специальным оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

          Акватерапия – одна из лучших форм лечебных и реабилитационных занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализации).

Медицинский массаж

          Массаж и физические упражнения составляют важную часть реабилитации детей.  Массаж и гимнастика, в комплексе с медикаментозной терапией, с первых дней жизни ребенка помогут предотвратить и устранить такие заболевания, как детские церебральные параличи, сколиозы и нарушения осанки, задержки речевого и психического развития, минимальные церебральные дисфункции и другие нарушения нервной системы и опорнодвигательного аппарата. Массаж повышает работоспособность и выносливость мышц, улучшает функцию суставов и связочного аппарата, ускоряет кровоток и лимфоток, улучшает электрокардинальное кровообращение, облегчая работу сердца. Наш СРП предоставляет такую услугу.

          Оказание ранней помощи ребенку и родителям позволяет в дальнейшем предотвратить отставание в развитии или уменьшить тяжесть последствий начавшегося отклонения в развитии и при наличии особых потребностей ребенка подготовить его и семью к переходу в другую программу (ДОУ общеобразовательного или компенсирующего вида и т.п.).